?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Во время интервью "мамаша-талибанка" заявила, что в Израиле 10.000 таких женщин, как она. Это, конечно, преувеличение. Еврейских женщин, закрывающих лица в общественных местах или носящих хиджабы и их подобия, не так много. Но зато развелось немало теток, полностью скрывающих очертания своей прелестной  (пли не очень) фигурочки  под лошадиными попонами, которые у этих теток зовутся "шаль" или "шайле". Ношение "шали" мотивируется просто:  "так одевались наши святые матери". Кого они имеют в виду? Мамаша-талибанка отвечает, что Сару, Ривку, Рахель и Лею. Мол, когда вернемся к их одежде, придет Машиах.  

Никто реально не представляет себе, как одевались четыре праматери. Довод, что, мол, Ицхак одевался, как Ишмаэль, потому что оба одевались, как Авраам, в данном случае не  работает. Может быть, он сработал бы, если бы речь шла только о мужчинах. "Ерушалмим" действительно еще в очень средние века пошили себе халаты из полосатой арабской ткани, и ходят так до сих пор, плюс пейсы, плюс белая "буденовка" с шишечкой.  И смотрятся таки да -    аутентично и красиво.  

Но с арабок мы примера брать ну никак не можем, потому что их исторический костюм изменился.  Большинство мусульманок в нашей стране одеты куда более сексуально, чем религиозные еврейки. Ну,  сверху, как положено,  хиджаб, это да. Дальше – базовая кофточка с безрукавкой на ней, это тоже по-нашему. А вот еще ниже – обтягивающие брючки, открывающие фигуру от бедра и до пят  Впрочем, нам, конечно, видна более современная часть арабского населения – именно она посылает девушек в университеты и позволяет в дальнейшем работать вне дома.  Но и все равно – не наше это, не наше.

 Обычай покрывать женщине лицо – тоже явно не наш. В Хумаше  покрытие  лица упомянуто дважды. Оба раза оно связано с обманом. Лаван покрыл лицо Леи, чтобы выдать ее за Рахель, а Тамар покрыла себе лицо, чтобы выдать себя за "кдешу", т.е.,  блудницу.  Доводы талибанок, что так ходили их бабушки в Багдаде, тоже не выдерживает. Они ходили так за пределами еврейского квартала, среди мусульман-шиитов.   

Выходит,  уж если возвращать этническую  ашкеназскую одежду, то ориентироваться надо на наряды 18 века – и до середины 19-го. Потому что в середине 19 века царь Николай Первый просто-напросто запретил евреям их традиционную одежду, привезенную из Польши. Мужики сопротивлялись, как могли, в результате чего возникла  новая этническая мода – помесь того, что было в Польше с городским платьем  либо русских, либо европейских мужчин. А женщины перешли на городскую моду, приспосабливая ее, если надо, к требованиям скромности. Эта тенденция видна и до сих пор.

 Когда именно марокканские еврейки перешли на современную одежду, сказать  не могу. Думаю, что окончательно – только в середине 20-го века, с переездом в Израиль. Отмечу только, что знаменитое марокканское "большое платье" по структуре напоминает то, что носили еврейки Белоруссии и некоторых областей Польши в 18 веке. Только ткани в Марокко были другие, техника вышивка другая, поэтому и вид, соответственно, не такой, как в идишланде.   

 

Посмотрите на эту картинку из собрания Яд ва-Шема. Здесь изображена традиционная одежда земли Ашкеназ 18 века, отчасти перенесенная из Германии и в  Польшу с Россией. Три фигурки слева – девицы и дамы. Девицы отличаются от дамы распущенными волосами. Не думаю, что это парики – их стали носить гораздо позже. Дама (вид сзади), носит что-то вроде короткого покрывала или платка. Фигуры всех трех действительно скрыты под короткими плащами, впрочем, не покрывающими всю верхнюю половину тела, как у "талибанок" города Беит-Шемеш начала 21-го века.  Плащ оставляет открытыми  грудь и талию, так что виден наряд, перехваченный в поясе, то есть, вполне женственный. Платок на даме номер три – не черного цвета, как у талибанок, а белого. Обращает на себя внимание важная деталь – фартук поверх юбки. . Этот фартук еврейки взяли с собой в Польшу и в Россию, и носили очень долго. Считалось, что он предохраняет женщину от налета демонов-губителей, могущих отнять ее детородную силу. Даже в 19 веке, когда фартук уже вышел из моды, некоторые женщины продолжали носить его.. под юбками!  Так сильны были суеверия в среде "наших святых матерей". Из моды в этом "немецком" наряде вышел только многослойный гофрированный воротник, который позже заменили на простой кружевной воротничок, носимый в субботу поверх темного платья. Я вижу такие воротнички в витринах магазинов современного Бней-Брака. Это – вечное.

 

Посмотрите теперь на наряд польской еврейки 18 века, тоже из собрания Яд ва-Шем. На верхней гравюре – миснагедский еврей с женой. На нижней картинке – хасид, почему-то без супруги. ( Она дома чолнт варит).  Жена миснагеда носит многослойную юбку, причем верхняя юбка, обернутая вокруг талии, сходится не полностью и  открывает нижнюю юбку. Поверх юбок – белый фартук. В Польше его обычно вышивали цветами. Сверху – блузка. Поверх блузки обычно носили корсаж – что-то вроде безрукавки на пуговицах или шнуровке. К безрукавке пришивали съемные рукава, часто цветастые, из кисеи. На шее у дамы вариант шейного платка – галебанд или брустух. В данном случае он короткий, не закрывает корсаж до талии,  и больше походит на воротничок. На голове у дамы, судя по всему, "теркише" – "турецкий" тюрбан. Он стянут надо лбом и украшен брошью с камнями. Иногда поверх "теркише"  носили также шаль, которая спускалась на плечи и доходила до пояса. Но все равно, судя по нескольким виденным мной гравюрам, силуэт был женственный, с подчеркнутой линией талии, и талия была на месте – не ниже и не выше природной. Ничего общего с измышлениями современных поборниц супер-скромности. Фигура не изуродована, и все многочисленные детали головных уборов и одежды не только закрывают женщину, но и украшают ее.

 

Сохранилось описание еврейской  женской одежды Могилевской губернии конца 18 века. Нижний слой состоял из юбки и блузки. Поверх юбки, конечно, фартук, а поверх блузки – корсаж на шнуровке. Поверх корсажа – галебанд, а поверх галебанда – нити жемчуга и золотые цепочки. Головной убор состоял из трех, а то и четырех частей. Голову повязывали тонким платком – шлеером, отделанным кружевом. Концы шлеера свисали на спину. Поверх шлеера повязывали атласные ленты – бинды. (Именно эти бинды почему-то вызвали гнев Николая Первого, и он велел еврейским женщинам их категорически снять). Бинды закрывали волосы на лбу. На бинды с двух сторон крепили стеганые подушечки, вышитые жемчугом. Подушечки закрывали волосы на висках. Летом поверх этого всего повязывали большой треугольный платок – тихл. Зимой на шлеер надевали меховую шапку, а тихл повязывали поверх шапки. Я также видела гравюру, где вместо подушечек на бинды были пришиты искусственные цветы, также закрывавшие виски. В общем,  волосы покрывались полностью, но при этом каждая часть головного убора служила украшением. Аксессуаром, как теперь говорят.  А высокий головной убор хорошо уравновешивал длинный нос и неправильности черт лица, если таковые имелись. Кроме того, он делал женщину выше, что уравновешивало толстый тухес ( тоже, кстати,  нахес). Короче, все очень женственно, и никакого черного цвета. Цветы на рукавах, цветы на голове, цветы на фартуке. Шейне блиме, не женщина, а клумба.  

 

Имелся и особо праздничный головной убор – штернтихл ( звездный платок). Посмотрите на старинный штернтихл из собрания YIVO.  Справа от него – шитые жемчугом височные подушечки.  Штернтихл шили из двух плотных  лент. В области лба они сшивались между собой так, чтобы одна оказалась над другой, и по обеим сторонам свисали свободные концы. Верхнюю ленту связывали сзади, чтобы получилась высокая диадема на голове. Нижнюю ленту повязывали на затылке. Нижнюю ленту вышивали жемчугом и драгоценными камнями  - вот это и были "звезды". Разумеется, штернтихл не закрывал все волосы, поэтому поверх него повязывали тихл или набрасывали шаль.

 

Харкктерным головным убором был также чепчик – купке. Его тоже принесли с собой из Германии и носили с 13-го по 19 век. Поверх купке повязывали платок, а лоб закрывали или биндами, или – в некоторых областях – штукой под названием "харбинд" – волосяная лента. К такой ленте пришивались искусственные волосы, покрывавшие лоб. Ленту, конечно, тоже украшали вышивкой или кружевами.

 

На ногах носили чулки и башмаки. На многих гравюрах мы видим вполне современную обувь – что-то вроде балеток или лодочек, а иногда туфли без задника на каблуке.

 

В девятнадцатом веке многие еврейки сменили многослойный головной убор на парик, однако Николай Первый и его подверг гонениям, назвав "ужасным". Дело в том, что парики  в то время делались изо льна и шелка. Льняные парики носили бедные женщины, шелковые – богачки. Нечего и говорить, что такие парики быстро превращались в спутанные  мочалки. Со временем их сменили "шайтл" (парики) из натуральных волос, еще позже – из синтетических нитей.

 

Сравним теперь одеяние ашкеназки с традиционным платьем марокканской еврейки. Именно его обычно и изображают как иллюстрацию понятия "национальный костюм евреев". Наиболее известно так называемое "большое платье", каждая часть которого имеет свое название на языке эспаньоль. Скорее всего, платье это принадлежит "чистым сефардам" и было привезено в Марокко из Испании в конце 15-го века. Большое платье состоит из корсажа, юбки с запАхом, съемных рукавов, нагрудника, широкого пояса, заменявшего корсет, иногда – также и шали. Характерная черта – край и отворот запашной юбки отделывался богатой вышивкой, образующей треугольник. Нагрудник также вышивался. Как видим, у этой одежды те же составные части, что и у польско-еврейской, за исключением того, что у марокканок нет фартука, зато есть корсетный пояс, а марокканский  "галебанд" (нагрудный галстук) был другой формы и украшался богатой вышивкой. Думаю, что родина обоих костюмов – Испания. На это указывают съемные рукава, которые можно было стирать отдельно от корсажа. Такие рукава описаны в одном из рассказов Габриэля Гарсия Маркеса. Помните, там бабушка постирала внучке рукава, а они не высохли, и теперь юная дева не может отправиться в церковь. (По ходу рассказа выясняется, что бабушка сделала это нарочно, чтобы внучка не увидела своего коварного возлюбленного).

 

Головной убор марокканской еврейки также состоял из нескольких частей – круглой шапочки, богато украшенной и вышитой, покрывала, которое прятало волосы на затылке и спускалось на плечи и спину, и двух шелковых косичек. Их пришивали к шапочке по бокам, чтобы закрыть виски.

 

Ну и что же во всем этого общего с нарядами "мамаш-талибанок"? Только шаль. Но шали в старые времена были цветастыми, закрывали  не всю верхнюю часть туалета, а в случае Марокко – еще и полупрозрачные, если верить картинке. Опять же – ни на польских гравюрах, ни на марокканских музейных  фотографиях  я не видела черных шалей и темно-синих платков. Все цветастое и яркое – от Варшавы и до Танжера.

А кто же в современном Израиле на самом деле возвращает старинную этническую одежду еврейских женщин? Конечно, религиозные сионистки. Платки, украшенные лентами, на которые крепятся цветы, многослойные юбки, безрукавки, шапочки, шитые бисером, фальшивым жемчугом, кружевами – все это гораздо ближе к одежде как польских, так и марокканских прабабушек. Нате, любуйтесь.   

 

На молодой женщине берет, но мог быть и платок, на который, при желании,  можно повязать ленту и приколоть цветок из ткани и кружева. Юбка на ней многослойная, верхний слой с цветами, как фартук прабабушки. И силуэт с подчеркнутой талией.  Поскольку верхня часть затянута в обтягивающую базовую кофточку, грудь очень грамотно закрыта шейным платком. И современно, и традиционно.  

Comments

( 56 comments — Leave a comment )
blumochka
Jan. 26th, 2012 02:07 pm (UTC)
Прочитала два раза подряд и, думаю, вернусь ещё не раз, спасибо!


А на вопрос "кто же сегодня возвращает старинную этническую одежду еврейских женщин" - надеюсь в самом скором времени назвать и себя - светского имидж-консультанта, покорённого красотой и утилитарностью этой одежды.

Перепостила это у себя, опубликую и в тех сетях, где ещё пишу))

Буду рада развиртуализироваться, вот и повод: http://blumochka.livejournal.com/119257.html
feinanna
Jan. 26th, 2012 02:53 pm (UTC)
Ой, как смешно! А я как раз живу в ББ, но одеваюсь всегда не в ББ. Предпочитаю Crazy Line. Я понятия не имею, где у нас магазины с качественной одеждой, но могу сказать, что на улице рабби Акивы есть магазины, где одежда выглядит намного дороже, чем она есть на самом деле.

Думаю, лет 15 назад ситуация была лучше - что-то привозили еще из Франции и Италии, а сейчас рулит, как везде, Китай и Турция иже с ним.
(no subject) - blumochka - Jan. 26th, 2012 03:10 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 26th, 2012 04:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - blumochka - Jan. 26th, 2012 09:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 29th, 2012 10:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - blumochka - Jan. 29th, 2012 02:33 pm (UTC) - Expand
ratri
Jan. 26th, 2012 02:08 pm (UTC)
Марокканский костюм просто потрясающий, однако должна сказать, что современный тоже прекрасен - лучше всяких шалек!
feinanna
Jan. 26th, 2012 02:59 pm (UTC)
Да эту девочку фотограф выхватил из толпы для фотообзора по типу street fashion, именно потому, что у нее вкус хороший. Но у нас на территории универа я тоже часто вижу интересные варианты современной религиозной одежды. И всегда - еврейки в юбках, арабки - в черных штанах в обтяжку. Почему-то у них главное неприличное место - шея и щеки.:))
achernitsky
Jan. 26th, 2012 03:06 pm (UTC)
Спасибо, интересно!
aleiner
Jan. 26th, 2012 03:16 pm (UTC)
А разве у Ривки не было серьги в носу?
feinanna
Jan. 26th, 2012 04:07 pm (UTC)
Была. Именно к этому апеллирует моя дочь, когда просит разрешить ей дополнительную дырку в ухе. У нее уже три дырки на два уха.
iitkin
Jan. 26th, 2012 03:23 pm (UTC)
Насчет Тамар у Талмуда несколько другое мнение.
"И принял за блудницу, потому что закрывала лицо свое..."
- Потому что закрывала лицо, принял за блудницу????
- Потому что закрывала лицо в доме своего (никогда не помню как будет отец мужа)...
Отсюда сказали, каждая кто ведет себя скромно в доме ... удостаиваются, что выйдут из нее цари и пророки...и т.д.
(Сота, если нужно лист найду. Навскидку - 10 или 11)
(то есть Тамар, так как она была очень очень скромная...)

Но идейно вы правы, нигде не упомянут обычай закрывать лицо.
feinanna
Jan. 26th, 2012 04:11 pm (UTC)
Талмуд, как ему и положено, нетривиален. Если просто читать,без Талмуда, то видно, что она кдеша ( ритуальная ханаанская блудница из ханаанского микдаша), и на ней покрывало, чтобы ее лекадеш - отделить от других (замужних) женщин. А вот если бы ее назвали зона - было бы ясно, что она трактирщица, живущая у городской стены, а такие женщины поставляли путникам не только еду, но и кое-что посущественнее.
(no subject) - iitkin - Jan. 26th, 2012 09:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 29th, 2012 10:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - iitkin - Jan. 29th, 2012 12:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - iitkin - Jan. 29th, 2012 12:44 pm (UTC) - Expand
iitkin
Jan. 26th, 2012 03:25 pm (UTC)
материал очень интересный, спасибо.
Где то попадалась большая такая книженция на иврите про историю женской еврейской одежды, с картинками.
Если интересно, помню у кого ее видел, можно поставить товарища к стенке
feinanna
Jan. 26th, 2012 04:12 pm (UTC)
Интересно. Я искала такие книжки, но то, что продают в книжных магазинах, посвящено всегда какой-то одной общине
manya_bird
Jan. 26th, 2012 03:51 pm (UTC)
Жан Поль Готье пофантазировал уже на еврейскую тему))


Edited at 2012-01-26 03:56 pm (UTC)
feinanna
Jan. 26th, 2012 04:15 pm (UTC)
Это здорово, но тут все же современную женскую одежду стилизуют под традиционную мужскую. Это, кстати, возмутило досов. Они написали письмо протеста то ли самому Готье, то ли другому от-кутюрщику, который посмел "осквернить нашу святую одежду" в таком вот духе.
(no subject) - manya_bird - Jan. 26th, 2012 04:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 26th, 2012 05:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya_bird - Jan. 26th, 2012 04:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 26th, 2012 05:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 26th, 2012 05:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - manya_bird - Jan. 26th, 2012 06:01 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 29th, 2012 10:14 am (UTC) - Expand
panter_ushka
Jan. 26th, 2012 04:09 pm (UTC)
Очень интересно! С удовольствием почитала.
kirulya
Jan. 26th, 2012 05:42 pm (UTC)
Мне тоже нравится, но не нравится, что нет ката.
miribusina
Jan. 26th, 2012 07:32 pm (UTC)
Спасибо большое за пост!
Очень интересно. Хочу перепостить.
aviva_shi
Jan. 26th, 2012 09:41 pm (UTC)
Большое спасибо за пост. По поводу возврата к одежде проматерей...чем трусы заменять будем, если штаны не разрешают?
miribusina
Jan. 26th, 2012 09:49 pm (UTC)
А в чем проблема штанов под юбкой? Как у йеменок)))
(no subject) - aviva_shi - Jan. 26th, 2012 09:52 pm (UTC) - Expand
(no subject) - miribusina - Jan. 26th, 2012 10:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 30th, 2012 09:00 am (UTC) - Expand
(no subject) - miribusina - Jan. 30th, 2012 09:02 am (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 30th, 2012 10:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - miribusina - Jan. 30th, 2012 11:21 am (UTC) - Expand
(no subject) - saranika - Feb. 16th, 2012 02:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - saranika - Feb. 16th, 2012 02:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Feb. 16th, 2012 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - saranika - Feb. 16th, 2012 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Feb. 19th, 2012 01:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saranika - Feb. 20th, 2012 02:20 am (UTC) - Expand
(no subject) - wildlynx - Jun. 18th, 2014 08:49 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saranika - Jun. 19th, 2014 12:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - wildlynx - Jun. 19th, 2014 12:13 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saranika - Jun. 19th, 2014 10:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wildlynx - Jun. 19th, 2014 11:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - saranika - Jun. 22nd, 2014 04:50 am (UTC) - Expand
(no subject) - feinanna - Jan. 29th, 2012 10:17 am (UTC) - Expand
channa
Jan. 26th, 2012 11:31 pm (UTC)
очень интересно, спасибо!
rosavi
Jan. 27th, 2012 12:20 am (UTC)
Очень интересно, жалко только, что картинки мелкие.
phoenix_mom
Jan. 27th, 2012 02:39 am (UTC)
очень информативна, панравилась. аффтар жжот.
( 56 comments — Leave a comment )

Latest Month

February 2014
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
232425262728 

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel